А как насчет дизайна? Когда открылось Слово в звуке.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №409

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕТСКОГО

для молодых специалистов,

разработанные учителем музыки

ШИРОКОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ЛЬВОВНОЙ

ДЕТСКИЙ ХОР

Это живой организм. Это живое существо, существо удивительное, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое.

Хор нужно не просто создать его нужно вырастить, как малое дитя, его придется учить и воспитывать - дать ему образование и наделить высокой духовностью ».

А.ПОНОМАРЕВ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровая самодеятельность является органической частью художественного народного творчества - специфической формы деятельности широких масс, которая сочетает в себе идею массового культурного движения и обязательно искусств.

Эти две стороны - общественно-политическая и эстетическая - составляют ее сущность, находятся в тесной диалектической взаимосвязи.

Хоровое пение - это основа музыкальной культуры народа. Хоровое пение по своей природе отличается естественностью формы проявления коллективного творчества масс, оно наиболее доступно им.

Основная задача хорового коллектива - идейно-эстетическое воспитание певцов. С помощью хорового пения дети знакомятся с сокровищами фольклора, наследием русской национальной классики, советским композиторским творчеством и овладевают ими.

Хоровой коллектив подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную взыскательность, требовательность, что имеет большое значение в формировании человека будущего. Вот почему роль хормейстера, как художественного руководителя, интерпретатора, педагога и воспитателя с каждым годом приобретает все большую значимость.

хормейстерам.

Эти советы помогут облегчить начинающим руководителям организовать детский хоровой коллектив, помогут ответить на ряд вопросов:

  1. Какими качествами должен обладать руководитель хора?
  2. С чего начать организацию хорового коллектива?
  3. Роль хора в системе всей организации.
  4. Принципы режима его повседневной деятельности.
  5. Методы привлечения в хоровой кружок.
  6. Прослушивание поступающих в хор.
  7. Некоторые тезисы - аксиомы:
  • для администрации;
  • для родителей;
  • для детей.

С чего начать?

Так с чего же начать?

Наверное, с себя. Готовы ли мы посвятить себя избранному делу целиком? Есть ли для этого необходимая любовь и самоотверженность? Ведь придется не спать ночами, нередко отказываться от выходных, переживать частые творческие неудачи и довольствоваться редкими взлетами успеха и признания. И, наконец, хватит ли сил бороться с косностью, невежеством и бюрократией, что, к сожалению, встречается на нашем пути?

Если признались себе, что готовы справиться, что хватит терпения и настойчивости, можно браться за дело.

Прежде чем организовать хоровой коллектив, важно создать благожелательную для этого атмосферу. Достижение взаимопонимания с руководителями учреждения, при котором начинает жить детский творческий коллектив, - важнейшая задача в деятельности руководителей хора, который, обсуждая проблемы, выдвигая предложения и просьбы, должен быть образцом компетентности, деловитости, профессионализма.

Характерная черта настоящего профессионала - неудовлетворенность уровнем своих познаний. Важно знать свое дело и познание его продолжать всю свою творческую жизнь.

Руководитель самодеятельного хора должен быть не только педагогом-хормейстером, но и хорошим организатором, человеком находчивым,

инициативным. Эти качества особенно необходимы в момент создания коллектива.

Ситуации, при которых мы начинаем свою творческую деятельность, могут быть различны.

В одном случае - это работа с уже сложившимся коллективом, который по каком-либо причине лишился своего предыдущего руководителя. В этом случае надо хорошо осмыслить и понять старые традиции коллектива, взять за свою основу накопленный певцами положительный опыт.

Другой случай - когда создается новый хоровой коллектив. Хормейстер самостоятельно решает вопросы комплектования состава хора, определяет его художественно - творческое направление, т.е. на его плечи ложатся все организационные и творческие задачи, которые встают в момент создания хора - наиболее ответственный, трудоемкий и хлопотливый момент в жизни любого творческого коллектива, а самодеятельного - в особенности, так как самодеятельное творчество строится на добровольных началах.

Чтобы заинтересовать детей, требуется мастерство, большое терпение и настойчивость.

Итак, заручившись поддержкой администрации школы, клуба, Дома культуры целесообразно развернуть широкую пропаганду самой идеи создания хора. Для этого нужно использовать весь арсенал средств агитации за хоровое искусство:

  • местную и стенную печать;
  • местное радио;
  • афиши;
  • объявления.

Эффективными могут быть и личные беседы с потенциальными участниками. В итоге должна сложиться группа энтузиастов - ядро будущего коллектива.

Полезно организовать конкретное мероприятие, которое поможет вызвать интерес к хоровому пению, например выступление какого - либо хора или певческого ансамбля. После концерта желательно провести беседу слушателей с участниками выступившего коллектива. Это может стать самой действенной агитацией за хоровое пение. Словом, от руководителя требуется большая фантазия, инициатива в деле создания коллектива.

Процесс создания длится от одной - двух недель до года, в зависимости от реальных условий. Желательно, конечно, этот период не затягивать, привлечь к хоровому делу общественность и обязательно мобилизовать ее влияние.

А. Пономарев - художественный руководитель детской хоровой школы « Весна » разъясняет ряд вопросов стратегического значения в организации хорового коллектива.

В первую очередь - понимание роли хора в системе всей организации (школа, клуб) как очага культуры, творчества, духовности.

Хор должен стать гордостью организации, его жизнь должна быть оберегаема всеми службами, в ней необходимо видеть и ценить некоторую таинственность, хрупкость и романтизм.

Имея в виду задачу вырастить хор, необходимо выдержать принципы режима его повседневной деятельности, то есть создать условия для его постоянного роста и развития.

Хор должен иметь свое место - зал для занятий, комнаты для работы руководителя, различных творческих групп, хранения нот, принадлежностей, альбомов, реликвий и т.д.

Должны быть свои стены в общем коридоре для стендов, объявлений, приглашений.

Занятия должны быть регулярными. Обеспечить регулярность не всегда просто. Дни и часы занятий хора по расписанию должны быть неприкосновенны для администрации. Отношение к расписанию со стороны администрации и руководителей хора характеризует их серьезность и компетентность, прямо соответствует авторитету хора и пониманию его роли.

Состав хорового кружка не ограничивается какими - либо рамками и требованиями к участникам. В него, практически, входят все желающие. Наша задача - заинтересовать занятиями всех. Дело это нелегкое; его успех зависит от умения увлечь детей, которые чаще всего не представляют, насколько интересно и увлекательно пение в хоре. Ведь многие приходят из-за любопытства, просто интересно провести время.

Не нужно завлекать участников в хор обещаниями успешной концертной деятельности, гастрольными поездками. Во-первых, нет гарантии, что коллектив сможет вырасти до высоких творческих вершин. Во - вторых, необходимо учитывать местные условия и возможности работы коллектива. И, конечно, давая установку на высокий художественный результат, который часто оказывается недостижимым, можно разочаровать участников, и коллектив распадется. Этим я до сих пор всегда руководствовалась в своей практике.

Организация хорового коллектива на базе средней школы 409 заставила действовать обратно. Детей, занятых почти во всех кружках и мероприятиях в школе и Доме культуры, оказалось сложно чем - то удивить. И откликнулись они, к удивлению, преимущественно, получив положительный ответ па один и тот же вопрос:

  • « Выступать будем? »
  • «А выезжать с концертами? »
  • « А одной можно петь? »

Как видно, иногда можно и сверхзадачу ставить, но осторожно и умело решая ее и направляя в нужное русло. Конечно, решение вопроса подобным образом требует большой трудоспособности, творческой активности.

В зависимости от контингента желающих петь, создаваемый хор может быть мужским, женским или смешанным. Оптимальное число участников хора составляет, как правило, 20-30 детей. Но, может возникнуть и большой по составу хор. Такой коллектив создается при серьезной моральной и материально - технической поддержке администрации.

Какие же качества необходимо выявить в ребенке, пожелавшем поступить в хор, и как это сделать?

Прежде всего, необходимо убедиться в том, что ребенок здоров во всех отношениях. Нельзя принимать в хор детей с хронически больным голосовым аппаратом - пение « через силу » не принесет им радости, очень осторожно нужно решать вопрос о приеме в хор ребенка с нарушенной психикой - ведь ему предстоят часы и дни очень напряженной работы и двойной нагрузки (школа и хор!). В некоторых случаях нужна серьезная беседа с родителями.

Перед прослушиванием поступающих в хор надо постараться создать атмосферу, при которой ребенку захотелось бы выглядеть, как можно лучше. Руководителям хора к этому дню нужно хорошо подготовиться. Чистое, нарядное помещение, доброжелательность и торжественность, спокойствие и деловитость. Присутствие родителей нежелательно. Руководитель хора и его помощник, могут принимать участие и другие педагоги.

Чтобы снять с детей естественную стеснительность, скованность, первые занятия целесообразно посвятить знакомству с коллективом, дать возможность поближе узнать друг друга. Хормейстер по очереди должен познакомиться с каждым ребенком: побеседовать с ним и определить уровень музыкальных данных.

Общение с ребенком во время прослушивания всегда очень индивидуально. Надо быть особенно чутким, человечным и тактичным, ведь кому - то придется отказать, а лучше всего, если бы удалось увидеть в таком ребенке другие способности и убедить его, что в другом кружке ему будет гораздо интереснее.

Начать надо со знакомства:

  • как зовут?
  • любит ли ребенок петь, слушать музыку?
  • какая песня нравится больше других?
  • что споет сейчас?

Песню надо выслушать до конца, не сбивать, а соучаствовать в исполнении. Не каждый ребенок может « показать » себя сразу из-за застенчивости, скромности, растерянности и даже страха, он может просто не понять, чего от него хотят. В таких случаях рекомендуется выявить какое - нибудь, даже малозаметное, музыкальное качество и, зацепившись за него, раскачать, расшевелить творческие задатки, определив его шансы на поступление в хор.

Опыт работы показывает, что через год малозаметные вначале, со скромными данными дети, вдруг начинают развиваться так быстро, что обгоняют иных «вундеркиндов », которые таковыми только показались вначале, но, увы, надежд не оправдали.

Первому занятию хора должна предшествовать встреча с родителями хористов. К ней нужно хорошо приготовиться. Если место будущих занятий хора – зал или большой класс - уже подготовлено, то хорошо бы посадить родителей на хоровые места. Чтобы собрание началось вовремя, дата и время его проведения должны быть определены с учетом занятости родителей на работе.

Конечно, их часто могут заменять бабушки и дедушки,

Начать нужно с поздравления. Еще раз представиться и познакомить родителей с коллегами, концертмейстером, педагогами.

По возможности, проще и доходчивее рассказать родителям о роли искусства и музыки в жизни человека, о большом значении личного участия в коллективном творчестве наших детей, которое будет; способствовать воспитанию в них чувства прекрасного, потребности в труде, верности в дружбе, преданности идеалам, расширит их кругозор, благотворно отзовется на их воспитанности и культуре.

Надо разъяснить родителям, что наша цель - не создание « кружка », а создание храма искусства, что дети будут здесь не развлекаться, а обогащаться и очищаться духовно.

На первом родительском собрании желательно остановиться только на некоторых принципиальных положениях, особенно важных в начальный период становления хора. Это, прежде всего, дисциплина и взаимное уважение. Дисциплина в хоре одна для всех!

Для детей - полное равенство и одинаковая ответственность младших и старших перед хором в вопросах режима:

  • опоздания;
  • пропуски;
  • внешний вид;
  • общественная работа.

Находить удовольствие в заботе друг о друге (их надо этому учить!), привыкнуть к вежливому обращению с товарищами, со взрослыми.

Для родителей - недопустимость попыток поставить своего ребенка, даже однократно, в исключительное положение, например, заставить пропустить занятие по неуважительным причинам:

  • день рождения;
  • билеты в кино;
  • наказание за непослушание;
  • гости;
  • дача;
  • холодная погода;
  • плохое настроение.

Для администрации - незыблемость расписания, уважение к выделенной хору территории (невторжение!), согласование любых действий, касающихся хора, с его руководителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №409

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕТСКОГО

ХОРА

для молодых специалистов,

разработанные учителем музыки

ШИРОКОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ЛЬВОВНОЙ

2010 г.

ДЕТСКИЙ ХОР

Это живой организм. Это живое существо, существо удивительное, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое.

Хор нужно не просто создать его нужно вырастить, как малое дитя, его придется учить и воспитывать - дать ему образование и наделить высокой духовностью ».

А.ПОНОМАРЕВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровая самодеятельность является органической частью художественного народного творчества - специфической формы деятельности широких масс, которая сочетает в себе идею массового культурного движения и обязательно искусств.

Эти две стороны - общественно-политическая и эстетическая - составляют ее сущность, находятся в тесной диалектической взаимосвязи.

Хоровое пение - это основа музыкальной культуры народа. Хоровое пение по своей природе отличается естественностью формы проявления коллективного творчества масс, оно наиболее доступно им.

Основная задача хорового коллектива - идейно-эстетическое воспитание певцов. С помощью хорового пения дети знакомятся с сокровищами фольклора, наследием русской национальной классики, советским композиторским творчеством и овладевают ими.

Хоровой коллектив подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную взыскательность, требовательность, что имеет большое значение в формировании человека будущего. Вот почему роль хормейстера, как художественного руководителя, интерпретатора, педагога и воспитателя с каждым годом приобретает все большую значимость.

хормейстерам.

Эти советы помогут облегчить начинающим руководителям организовать детский хоровой коллектив, помогут ответить на ряд вопросов:

  1. Какими качествами должен обладать руководитель хора?
  2. С чего начать организацию хорового коллектива?
  3. Роль хора в системе всей организации.
  1. Принципы режима его повседневной деятельности.
  1. Методы привлечения в хоровой кружок.
  2. Прослушивание поступающих в хор.
  3. Некоторые тезисы - аксиомы:
  1. для администрации;
  2. для родителей;
  3. для детей.

С чего начать?

Так с чего же начать?

Наверное, с себя. Готовы ли мы посвятить себя избранному делу целиком? Есть ли для этого необходимая любовь и самоотверженность? Ведь придется не спать ночами, нередко отказываться от выходных, переживать частые творческие неудачи и довольствоваться редкими взлетами успеха и признания. И, наконец, хватит ли сил бороться с косностью, невежеством и бюрократией, что, к сожалению, встречается на нашем пути?

Если признались себе, что готовы справиться, что хватит терпения и настойчивости, можно браться за дело.

Прежде чем организовать хоровой коллектив, важно создать благожелательную для этого атмосферу. Достижение взаимопонимания с руководителями учреждения, при котором начинает жить детский творческий коллектив, - важнейшая задача в деятельности руководителей хора, который, обсуждая проблемы, выдвигая предложения и просьбы, должен быть образцом компетентности, деловитости, профессионализма.

Характерная черта настоящего профессионала - неудовлетворенность уровнем своих познаний. Важно знать свое дело и познание его продолжать всю свою творческую жизнь.

Руководитель самодеятельного хора должен быть не только педагогом-хормейстером, но и хорошим организатором, человеком находчивым,

инициативным. Эти качества особенно необходимы в момент создания коллектива.

Ситуации, при которых мы начинаем свою творческую деятельность, могут быть различны.

В одном случае - это работа с уже сложившимся коллективом, который по каком-либо причине лишился своего предыдущего руководителя. В этом случае надо хорошо осмыслить и понять старые традиции коллектива, взять за свою основу накопленный певцами положительный опыт.

Другой случай - когда создается новый хоровой коллектив. Хормейстер самостоятельно решает вопросы комплектования состава хора, определяет его художественно - творческое направление, т.е. на его плечи ложатся все организационные и творческие задачи, которые встают в момент создания хора - наиболее ответственный, трудоемкий и хлопотливый момент в жизни любого творческого коллектива, а самодеятельного - в особенности, так как самодеятельное творчество строится на добровольных началах.

Чтобы заинтересовать детей, требуется мастерство, большое терпение и настойчивость.

Итак, заручившись поддержкой администрации школы, клуба, Дома культуры целесообразно развернуть широкую пропаганду самой идеи создания хора. Для этого нужно использовать весь арсенал средств агитации за хоровое искусство:

  1. местную и стенную печать;
  2. местное радио;
  3. афиши;
  4. объявления.

Эффективными могут быть и личные беседы с потенциальными участниками. В итоге должна сложиться группа энтузиастов - ядро будущего коллектива.

Полезно организовать конкретное мероприятие, которое поможет вызвать интерес к хоровому пению, например выступление какого - либо хора или певческого ансамбля. После концерта желательно провести беседу слушателей с участниками выступившего коллектива. Это может стать самой действенной агитацией за хоровое пение. Словом, от руководителя требуется большая фантазия, инициатива в деле создания коллектива.

Процесс создания длится от одной - двух недель до года, в зависимости от реальных условий. Желательно, конечно, этот период не затягивать, привлечь к хоровому делу общественность и обязательно мобилизовать ее влияние.

А. Пономарев - художественный руководитель детской хоровой школы « Весна » разъясняет ряд вопросов стратегического значения в организации хорового коллектива.

В первую очередь - понимание роли хора в системе всей организации (школа, клуб) как очага культуры, творчества, духовности.

Хор должен стать гордостью организации, его жизнь должна быть оберегаема всеми службами, в ней необходимо видеть и ценить некоторую таинственность, хрупкость и романтизм.

Хор - дитя школы (или клуба), но не грампластинка для дежурных выступлений.

Имея в виду задачу вырастить хор, необходимо выдержать принципы режима его повседневной деятельности, то есть создать условия для его постоянного роста и развития.

Хор должен иметь свое место - зал для занятий, комнаты для работы руководителя, различных творческих групп, хранения нот, принадлежностей, альбомов, реликвий и т.д.

Должны быть свои стены в общем коридоре для стендов, объявлений, приглашений.

Занятия должны быть регулярными. Обеспечить регулярность не всегда просто. Дни и часы занятий хора по расписанию должны быть неприкосновенны для администрации. Отношение к расписанию со стороны администрации и руководителей хора характеризует их серьезность и компетентность, прямо соответствует авторитету хора и пониманию его роли.

Состав хорового кружка не ограничивается какими - либо рамками и требованиями к участникам. В него, практически, входят все желающие. Наша задача - заинтересовать занятиями всех. Дело это нелегкое; его успех зависит от умения увлечь детей, которые чаще всего не представляют, насколько интересно и увлекательно пение в хоре. Ведь многие приходят из-за любопытства, просто интересно провести время.

Не нужно завлекать участников в хор обещаниями успешной концертной деятельности, гастрольными поездками. Во-первых, нет гарантии, что коллектив сможет вырасти до высоких творческих вершин. Во - вторых, необходимо учитывать местные условия и возможности работы коллектива. И, конечно, давая установку на высокий художественный результат, который часто оказывается недостижимым, можно разочаровать участников, и коллектив распадется. Этим я до сих пор всегда руководствовалась в своей практике.

Организация хорового коллектива на базе средней школы 409 заставила действовать обратно. Детей, занятых почти во всех кружках и мероприятиях в школе и Доме культуры, оказалось сложно чем - то удивить. И откликнулись они, к удивлению, преимущественно, получив положительный ответ па один и тот же вопрос:

  1. « Выступать будем? »
  2. «А выезжать с концертами? »
  3. « А одной можно петь? »

Как видно, иногда можно и сверхзадачу ставить, но осторожно и умело решая ее и направляя в нужное русло. Конечно, решение вопроса подобным образом требует большой трудоспособности, творческой активности.

В зависимости от контингента желающих петь, создаваемый хор может быть мужским, женским или смешанным. Оптимальное число участников хора составляет, как правило, 20-30 детей. Но, может возникнуть и большой по составу хор. Такой коллектив создается при серьезной моральной и материально - технической поддержке администрации.

Какие же качества необходимо выявить в ребенке, пожелавшем поступить в хор, и как это сделать?

Прежде всего, необходимо убедиться в том, что ребенок здоров во всех отношениях. Нельзя принимать в хор детей с хронически больным голосовым аппаратом - пение « через силу » не принесет им радости, очень осторожно нужно решать вопрос о приеме в хор ребенка с нарушенной психикой - ведь ему предстоят часы и дни очень напряженной работы и двойной нагрузки (школа и хор!). В некоторых случаях нужна серьезная беседа с родителями.

Перед прослушиванием поступающих в хор надо постараться создать атмосферу, при которой ребенку захотелось бы выглядеть, как можно лучше. Руководителям хора к этому дню нужно хорошо подготовиться. Чистое, нарядное помещение, доброжелательность и торжественность, спокойствие и деловитость. Присутствие родителей нежелательно. Руководитель хора и его помощник, могут принимать участие и другие педагоги.

Чтобы снять с детей естественную стеснительность, скованность, первые занятия целесообразно посвятить знакомству с коллективом, дать возможность поближе узнать друг друга. Хормейстер по очереди должен познакомиться с каждым ребенком: побеседовать с ним и определить уровень музыкальных данных.

Общение с ребенком во время прослушивания всегда очень индивидуально. Надо быть особенно чутким, человечным и тактичным, ведь кому - то придется отказать, а лучше всего, если бы удалось увидеть в таком ребенке другие способности и убедить его, что в другом кружке ему будет гораздо интереснее.

Начать надо со знакомства:

  1. как зовут?
  2. любит ли ребенок петь, слушать музыку?
  3. какая песня нравится больше других?
  4. что споет сейчас?

Песню надо выслушать до конца, не сбивать, а соучаствовать в исполнении. Не каждый ребенок может « показать » себя сразу из-за застенчивости, скромности, растерянности и даже страха, он может просто не понять, чего от него хотят. В таких случаях рекомендуется выявить какое - нибудь, даже малозаметное, музыкальное качество и, зацепившись за него, раскачать, расшевелить творческие задатки, определив его шансы на поступление в хор.

Опыт работы показывает, что через год малозаметные вначале, со скромными данными дети, вдруг начинают развиваться так быстро, что обгоняют иных «вундеркиндов », которые таковыми только показались вначале, но, увы, надежд не оправдали.

Первому занятию хора должна предшествовать встреча с родителями хористов. К ней нужно хорошо приготовиться. Если место будущих занятий хора – зал или большой класс - уже подготовлено, то хорошо бы посадить родителей на хоровые места. Чтобы собрание началось вовремя, дата и время его проведения должны быть определены с учетом занятости родителей на работе.

Конечно, их часто могут заменять бабушки и дедушки, но на первой встрече лучше видеть маму и папу.

Начать нужно с поздравления. Еще раз представиться и познакомить родителей с коллегами, концертмейстером, педагогами.

По возможности, проще и доходчивее рассказать родителям о роли искусства и музыки в жизни человека, о большом значении личного участия в коллективном творчестве наших детей, которое будет; способствовать воспитанию в них чувства прекрасного, потребности в труде, верности в дружбе, преданности идеалам, расширит их кругозор, благотворно отзовется на их воспитанности и культуре.

Надо разъяснить родителям, что наша цель - не создание « кружка », а создание храма искусства, что дети будут здесь не развлекаться, а обогащаться и очищаться духовно.

На первом родительском собрании желательно остановиться только на некоторых принципиальных положениях, особенно важных в начальный период становления хора. Это, прежде всего, дисциплина и взаимное уважение. Дисциплина в хоре одна для всех!

Для детей - полное равенство и одинаковая ответственность младших и старших перед хором в вопросах режима:

  1. опоздания;
  2. пропуски;
  3. внешний вид;
  4. общественная работа.

Находить удовольствие в заботе друг о друге (их надо этому учить!), привыкнуть к вежливому обращению с товарищами, со взрослыми.

Для родителей

Несмотря на свой молодой возраст Михаил Вандаловский – известный киевский регент. Он возглавляет хор столичного храма святого апостола Андрея Первозванного, также он хормейстер капеллы «Днипро» Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, певец джазового ансамбля Ad Libitum, занявшего второе место в 2010 году на песенном конкурсе «Червона Рута», певец муниципального камерного хора «Киев». Кроме этого, он еще и вокалист, композитор, аранжировщик, и в недалеком прошлом ― прекрасный скрипач. Его часто приглашают на престольные праздники разных храмов, дабы хор под его чутким «руководством» украсил праздничное богослужение, а потом и застолье. Поэтому именно к нему мы решили обратиться, чтобы разузнать, чем живет молодой музыкант, какие тенденции наблюдаются сегодня в церковной хоровой музыке, и за какими церковными хорами будущее: профессиональными или аматорскими.

О церковных хорах: певческие конкурсы решают проблему коммуникации

― В этом году в Киеве состоялся первый фестиваль-конкурс приходских коллективов «Пентикостия», проведенный по благословлению Блаженнейшего Митрополита Владимира. Как ты относишься к этому начинанию?

― Хочу сказать, что это очень важная инициатива, за которую я хочу лично поблагодарить Блаженнейшего Митрополита Владимира и настоятеля храма Преображения Господня архиепископа Александра (Драбинко). К сожалению, я не смог принять участие в конкурсе, но в следующем году обязательно примем участие. Считаю, что такой фестиваль нужен церковному Киеву. На мой взгляд, в дальнейшем можно больше внимания обратить на выполнение богослужебных задач, таких как: пение с листа стихир и тропарей на гласы, мобильная подстройка тональностей и расположения аккорда под возгласы священнослужителей, логичное и своевременное пение прошений во время ектений. На первый взгляд это может показаться не таким важным аспектом, но на самом деле это очень важно. То есть, больше упора делать именно на практические вопросы пения церковных хоров во время богослужений. Фестиваль «Пентикостия» хорош тем, что он решает проблему коммуникации между православными хорами. Было бы здорово, если бы на базе фестиваля была создана единая площадка, вроде ассоциации или клуба православных хоров, где можно будет делиться нотами, опытом и обсуждать новые направления творчества.

― Почему именно нотами? Что, есть проблема с тем, чтобы их достать?

― Для начинающего хора это может стать проблемой. До сих пор не существует единого православного ресурса, где можно было бы найти ноты тех или иных песнопений. Есть различные сайты, но пока все это очень слабо развито. Еще, к сожалению, есть проблема с тем, что между хорами храмов не очень принято нотами обмениваться. Например, мне, когда я начинал свою регентскую деятельность, некоторые ноты приходилось доставать вообще чуть ли не хитростью. Сейчас у нас есть проблема с тем, чтобы достать ноты или крюки под древние богослужебные распевы.

― Сколько лет нужно, чтобы создать свой церковный хор?

― Чтобы создать хороший церковный хор нужно Божие произволение, человеческое усердие, терпение, и самое главное ― любовь к тому, чем занимаешься. А время ― это как Бог даст. Можно репетировать год каждую субботу, а можно один месяц каждый день, смотря какие люди собрались вместе и насколько усердно они стараются во имя Господне. Кстати мужской хор намного сложнее собрать в храме, чем женский. Православные мужчины, как правило, добытчики в семье и они намного больше заняты, потому, как правило, им сложнее выбрать свободное время для репетиций.

«Нам есть, что миру показать!»

― Кого бы ты назвал сегодня в Украине лучшим среди церковных хоров и ансамблей?

― Когда я послушал три диска песнопений ансамбля «Сретение» под руководством дьякона Игоря Сахно из Харькова, я понял, что это сегодня лучшее исполнение древних распевов на территории стран СНГ. Исполнение песнопений Византии и Древней Руси, которое я слышал до сих пор, не идет ни в какое сравнение с тем, что исполняет коллектив Игоря Сахно. Кстати, в «Сретение» поет шесть человек и каждый из них, это, если так можно выразиться, мега-звезда. А четверо еще и первоклассные регенты. Так, Дмитрий Болгарский сейчас регент хора Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Неофициально он считается лучшим регентом Украины. Он издает ноты, воспитывает новых регентов, помогает другим регентам. Всегда поможет, растолкует, ответит на любой вопрос. Если когда-нибудь создадут какое-нибудь объединение регентов, наверное, это лучшая кандидатура, чтобы его возглавить. Другой участник «Сретения» ― Игорь Сахно регент хора харьковского храма Трех Святителей. Вячеслав Марцинков, регент архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора Днепропетровска. Сергей Ковалев, регент хора храма во имя святых мучеников Космы и Дамиана в Днепропетровске. Руководитель ансамбля «Сретение» Игорь Сахно стажировался у известного афинского протопсалта Ликурга Ангелопуло. Но кроме знания у него чувствуется еще и духовный опыт, личные отношения с Богом и постоянный настрой на молитву. Если вы возьмете запись болгарского распева «Тебе поем» в исполнении этого ансамбля ― это очень высокий уровень исполнения древних распевов. Думаю, с этим согласятся многие. Кроме уже перечисленных людей, я бы особо выделил Елену Соловей из храма Живоносный источник, которая является регентом молодежного хора Киево-Печерской Лавры. Она, кроме того, что блестяще проводит службы в Лавре, еще и умудряется вывозить свой хор за границу. Это здорово! Нужно обмениваться опытом, показывать нашу церковную певческую культуру не только на Украине, но и за рубежом. У них есть много чему поучиться, и им у нас тоже. А еще она гениальный преподаватель по дирижированию ― я у нее занимался несколько лет и очень ей за это благодарен. Хотелось бы упомянуть Александра Тарасенко, регента архиерейского хора «Воскресение» Свято-Воскресенского кафедрального собора города Ровно. Ну и конечно Богдан Плиш. В его хоре «Кредо», созданном на основе церковного хора, я пел на протяжении 5 лет и могу сказать, что он большой мастер своего дела. Я благодарен Богу за то, что встретил на своем пути такого музыканта.

Внутренние проблемы в церковных хорах есть, но мы видим и примеры «звездных» достижений

― Существует устойчивое мнение, что церковный хор ― это место, где часто вспыхивают ссоры, ходят сплетни и царит нездоровая конкуренция. Так ли это?

― В целом это не так. Но бывают варианты. Большое значение имеет регент. Как говорится: рыба гниет с головы. Если регент и певцы приходят в храм к Богу, а не ради заработка, проблем не будет. Обычно в светских хорах конкурируют намного больше, чем в церковных. В церковных хорах есть проблема другого рода ― разговоры между собой в ходе пения, перешептывания, когда не все хористы настроены на молитву, на прославление Бога должным образом. Просто надо приучить себя – ты зашел в храм и все, что было до того, оставил за дверью.

― Хотелось бы уточнить относительно вопроса оплаты работы хора. Есть мнение, что исполнителям в храме вообще платить не нужно, они должны петь безвозмездно…

― Меня часто спрашивают, а вы поете за деньги или нет? Я говорю, что если 5-10 евро это деньги, то за деньги… На самом деле, люди просто вынуждены брать эти 5-10 евро, для того чтобы выживать. И я понимаю, что когда люди спрашивают у меня о 5-10 гривнах, которых им не хватает, то это не от хорошей жизни. И мне очень жаль их и себя, что нам вообще приходится на такую тему разговаривать. Ну, виной тому не взгляд человека на Церковь, а тяжелая жизнь. Действительно, в странах, где уровень жизни выше, например, в Финляндии, православные приезжают петь в храм без оплаты. Но, они могут себе это позволить, потому что в миру зарабатывают хорошие деньги.

― Как ты считаешь, будущее в храмах за профессиональными хорами или за аматорскими?

― Я думаю, что в большей степени за аматорскими, правда, не в ближайшее время. Поработав с капеллой «Днипро» я могу сказать, что добиться хорошего качества пения можно и с аматорами. Например, недавно в Киев из Лондона приезжал хор «Ориана». Так вот это ― аматорский хор, его участники не профессиональные музыканты, но они исполнители высочайшего класса. Об уровне этого хора говорит то, что они записали совместный диск с ex-Led-Zeppelin Робертом Плантом и исполняли композицию Duel of the Fates к первому эпизоду «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Если можно создать такой хор, собрав обычных людей, каждый из которых имеет свое основное место работы не в хоре, а где-то вне его, так скажите, что мешает создать в храме или соборе хор из числа обычных прихожан, а не профессиональных певцов? Но думаю, что для всех уровней исполнителей найдется своя ниша. К сожалению, мы видим, что клиросы, состоящие из бабушек да дедушек не исчезают из храмов. Хотелось бы видеть картину наоборот. Представляете, вы приходите в храм, а там полный клирос молодых людей, слаженно воспевающих Бога. Это прекрасно! Все это постепенно так и будет. А церковные хоры, состоящие из профессиональных певцов, думаю, будут всегда. Одно другому не мешает. Ну, и конечно детские хоры. Хотелось бы и их пение чаще слышать в церкви.

О музыке: духовной и душевной

― Существует мнение, что человеку полезна лишь церковная музыка, а остальная – вредна для души. Как ты к этому относишься?

― Я категорически не согласен с этим. Я считаю, что большая часть всей хорошей музыки является душевной, а христианские песнопения ― духовными. В том числе душевна и та музыка, что исполняется исключительно на инструментах. Недавно начал читать одного автора – он сильно разделяет богослужебное пение и музыку. И пишет, что богослужебное пение – это вечно и хорошо, а вся остальная музыка – это плохо и это от лукавого. Я считаю такой подход своего рода современным гностицизмом – материя плохо, а дух это хорошо. И богослужебное пение, и классика, и многая современная музыка – это все от Господа. Только богослужебная музыка ― духовная, а остальная хорошая музыка – душевная. Да, есть некоторые стили музыки, которые можно действительно считать от лукавого, и которые несут зло. Но любая музыка, которая заставляет задуматься о вечном, которая говорит о красоте творения, греет душу и сердце, которая написана и исполнена человеком верующим или даже ищущим Бога и любящим то, что он исполняет ― хороша для души. Духовную же музыку можно исполнить так плохо и в таком состояние духа, что она уже не будет таковой.

― Сейчас модно ругать консерваторское хоровое пение и хвалить монастырское простопение. Это объективная критика или субъективная?

― Для этого есть и объективные причины, и не очень. Сейчас много исполняют в храмах Веделя, Бортнянского, Березовского, Леонтовича. Эти композиторы написали великолепную музыку. Но не у всех исполнителей есть тот духовный опыт, который был у этих композиторов. Проблемы начинаются, когда в хоре начинают петь так, чтобы не прославить Бога, а чтобы показать свои способности, выделится и утвердится за счет других. То есть когда начинается эгоизм. Концерн «Тебе Бога хвалим» Бортнянского в исполнение хора издательского отдела Московского Патриархата звучит так, что ни у кого не должно оставаться сомнений, что эту музыку написал прекрасный верующий композитор. Хотя это многоголосное сочинение, в котором присутствуют и сложные для слуха аккорды, и модуляции, и полифония. Но это спето с духовным наполнением, с чувством, очень слажено, без эгоизма отдельных исполнителей, и главное ― в духе. Еще я хочу отметить, что плохо бывает не только, когда человек умеет хорошо петь, но не имеет должных духовных качеств, но и наоборот. Когда кто-то петь не умеет, пусть это духовной жизни человек, все равно ничего толкового он не исполнит. Нужна гармония. Человек, окончивший консерваторию, сам по себе не может обладать каким-либо духовным опытом лишь только на основе освоенных им музыкальных дисциплин. Для этого надо быть верующим и воцерковленным человеком. Нужно иметь личные отношения с Богом, ощущать Его дыхание, видеть вечность. Поэтому, если вы видите, что произведение церковного композитора исполнено неподобающим образом, то проблема в большинстве случаев не в композиторе и его творении, а в регенте и его хоре.

― А какие субъективные причины?

― Как говорят, светлому все светло. Также и тут. Увы, в последнее время увеличилось количество людей, которые не помнят завещания: «Непрестанно радуйтесь». И не имеют должной любви к другим. Отсюда и попытка найти что-то злое, выискать недостатки даже в духовной музыке. Я сам иногда в себе это замечаю. Недавно, когда мы репетировали с хором «Киев» Литургию композитора Михаила Вербицкого, я поймал себя на мысли, что она написана как-то очень просто, сладко, и меня это раздражает. А потом спохватился: это ведь красивая, светлая, гармоничная музыка. Почему меня так «крутит»? Это значит, что проблема во мне. Я сейчас плохой, а не Михаил Вербицкий со своей Литургией. И на самом деле, я уверен, что мы поедем с этой Литургией в Канаду, и там будет множество людей, которые будут ликовать, плакать, слыша её, а многие из них потом придут в церковь, покаются, сделают дела милосердия. Когда мы исполняли капеллой «Днипро» запричастный стих Березовского «Блаженни яже избрал» (это первый трек нашего диска) люди пели и плакали, не от горя ― от того, что ощущали любовь Творца, вечность, надежду. Тогда мне в голову пришла такая мысль, что не Березовский придумал эту музыку, ее придумал Господь, она была всегда, она из вечности, где нет начала и конца. А Березовский лишь открыл ее и записал, чтобы мы ее тоже смогли увидеть, передать другим. Это от Бога и свидетельство тому – люди, которые под эту музыку учатся молиться, любить, надеется, прощать и верить.

«Воспеть песнь Богу так, чтобы Ему пели души всех, кто стоит в храме»

― Ты назвал некоторых композиторов, писавших церковную музыку и, конечно, я хотел уточнить, как ты относишься к Рахманинову и его творчеству?

― Всенощное бдение Рахманинова ― доказательство того, что не обязательно человеку быть в сане или быть монахом, чтобы писать великолепную духовную музыку. Если посмотреть на музыку другого композитора – Моцарта, на его «Реквием» или «Мессу» в «до минор» – это также духовная музыка высочайшего класса и уровня. Вопрос только в том, чтобы исполнение этих произведений не превратилось в вычурное, чересчур импульсивное. Или наоборот пластмассовое, бездушное, механическое. И музыка Рахманинова и Моцарта могут быть исполнены как духовно наполненными, так и наоборот. Я рекомендую послушать, как исполняет киевский хор «Кредо» из Всенощного бдения Рахманинова «Ныне отпущаеши», на диске «Киевский распев». Это образец для подражания, потому что есть и духовное наполнение и мастерство исполнения, и много-много всего. На самом деле, петь можно очень многих композиторов, но важно думать, как ты это споешь. Важно, как это повлияет на молитвенный процесс и молитвенный настрой в храме. Очень важно, сделать все, чтобы прихожане хотели молиться. Основная цель хора – воспеть песнь Богу и сделать так, чтобы Богу пели души всех, кто стоит в храме.

― Есть ли современные молодые украинские композиторы, которые пишут церковную музыку?

― Да, конечно. У нас в храме, например, поет Максим Кучмет, молодой композитор, который также пишет духовную музыку и песнопения. Причем пишет так, что это не выходит за рамки канона и в то же время дает что-то новое, некую новую струю.

― Сейчас модна мысль, что каждые распевы хороши для особого состояния. Например, для Пасхальной службы лучшие распевы Киево-Печерской Лавры, а для первой недели Великого Поста, скажем, византийские…

― Это очень субъективно. Например, помню на фестиваль «Глас Печерский» приезжает хор, который называется «Византия». Они поют первое произведение и все в восторге. Слушатели не могут понять ― на небе они или на земле. Все взлетают. Вот это настоящее православное пение! Второе произведение… Третье. Все начинают меняться в настроении. На четвертое песнопение люди начинают выходить из храма. Дело в том, что долго слушать византийские песнопения оказывается непросто для публики, которая в храме. А это была подготовленная публика, надо заметить. То есть, если приход готов к тому чтобы молиться долгое время и славить Бога, когда исполняется богослужение византийским распевом, то тогда можно, хоть все службы вести таким образом. А если нет, то не стоит и одной такой службы проводить.

― На каком языке сложнее петь, на украинском или на церковно-славянском?

― Это вопрос привычки. Технически для меня одинаково сложно петь на любом языке, но духовно я больше привык молиться на церковнославянском. Есть люди, которые хотят молиться на украинском или русском. Я считаю, что необходимо оставить право выбора по этому вопросу. Но, выбирать должен весь приход, а не только настоятель храма единолично или хор.

― Хотел спросить относительно темпа исполнения песнопений в церковных хорах. Сейчас есть тенденция петь все быстрее. Как к этому относишься?

― Хотелось бы в этом смысле замедлить процесс богослужения. То есть петь медленней и понятней. Если есть задача сохранить время Литургии, то возможно, от какой-то части службы лучше отказаться, но то, что осталось, петь надо медленней и понятней. К сожалению, часто сталкиваюсь с поспешностью в пении певцов. Иногда их скорость становится неуправляемой. Тогда ищу методы воздействия…

― Какие произведения сложнее петь – светские или церковные?

― Многие церковные произведения не супервиртуозны, в отличие, кстати, от светских. Но в церковном хоре непрестанно нужно еще иметь молитвенное состояние, нужно быть духовно готовым к Литургии. В светском ― свои, другие особенности.

Все думал: кому это нечего делать, перед пением все время какое-то «та-та-та»

― Расскажи о том, как ты начал заниматься музыкой…

― Я родился в Киеве. С раннего детства ходил в Крестовоздвиженский храм. Там на клиросе пел и читал мой папа, на хоре мама, и мой крестный – дядя Миша. И я помню, как он немного занижал (смеется – прим. авт.). Хотя этого тогда я точно знать не мог. Теперь я всегда большое внимание уделяю строю хора ― не позволяю петь ни на грамм фальшиво, так как это создаст внутренний дискомфорт не только поющим, но и слушающим. Уже тогда я обращал внимание, на то, как регент дает настройку на пение, думал: кому это нечего делать, перед пением все время какое-то «та-та-та». И поэтому сейчас стараюсь настройки хору давать тихо и своевременно. Так чтобы это не сбивало молитвенный дух службы. Но делал это неосознанно, то есть я что-то анализировал, а что, не понимал, но чувствовал дискомфорт во время неслаженного пения хора. Часто во время службы отец читал мне на ухо молитвы, объяснял, что происходит в храме. Иногда нам делали даже замечания, мол, чего вы разговариваете во время службы. Думаю, это очень важно – объяснять людям, что вообще происходит во время службы. Иначе получается человек пришел в храм, молится, как может, но что происходит, понимает только на уровне сердца, а этого мало. Потом я начал подниматься на хор, подпевать. С 6 лет пошел в музыкальную школу, начал играть на скрипке, фортепиано. Потом с 3-го класса поступил в школу Лысенко. Со мной много занималась бабушка, и она привила мне настоящее понятие о звуке. Впрочем, только через пять лет занятий на скрипке начинаешь понимать, что такое настоящий, наполненный звук. Бабушка положила на это немало труда. Она была профессиональный музыкант, закончивший консерваторию и аспирантуру. Учила в школе Лысенко и преподавала игру на скрипке.

― Как она тебя учила?

― Например, она говорила, что смычок всегда должен идти как по маслу. То есть ты представляешь, что водишь по куску масла смычком. Таким образом, ты можешь добиться, чтобы скрипка пела, а не скрипела. Через некоторое время я понял, что слышу не только звуки, слышу то, что за ними. А когда речь идет о религиозных произведениях, в том числе классической музыки для музыкальных инструментов, которая написана композиторами-христианами и имеет христианский смысл, то я слышу уже не только звуки и музыку, но и молитву в музыке. Дело ведь вовсе не в технике. Главное, уметь в двух-трех нотах ограниченных на земле, сыграть бесконечное и неограниченное, что есть на небе. То есть передать неисчерпаемую благодать и любовь Бога. Задача христианской музыки найти в звуках то, чего здесь, на этой земле, нет… Через некоторое время я решил заняться хоровым пением. Вначале я немного не понял, куда я попал. Люди в двух трех аккордах, ладно построенных, видели уже совершенные песнопения. Столкнулся с невысоким уровнем музицирования в хорах. Часто это было связано с дирижерами и их уровнем. Дирижер ― это своего рода лидер, но этот лидер должен не только все делать хорошо с точки зрения музыкальной вертикали, но и наполнить пение смыслом. Ну, потом, конечно, я увидел много прекрасных дирижеров и понял, что все реально, но нужно еще многому учиться.

Когда открылось Слово в звуке

― То есть музыка для тебя не просто набор звуков?

― Конечно. Для меня большое значение имеет то, что стоит за музыкой. Написано, что вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Так вот всегда нужно помнить, что слово можно сказать, а можно пропеть. Слово, в конце концов, можно просто выразить в музыке. Есть музыканты, которые, к сожалению, никогда это не поймут. Я говорю не о том, чтобы удивить кого-то профессионально исполненным crescendo или morendo. Я говорю о том, чтобы вложить смысл в то, что ты поешь. Исполнить музыку и песнопения, пережив опыт своей встречи с Богом и передав его другому человеку. Как говорила моя бабушка, наполнить звук не просто частотами, но смыслом.

― Давай вернемся к хоровому пению…

― Когда я учился в десятом классе школы Лысенко, мы создали смешанный хор «Небесні крила». Ребята сами просили, чтобы я с ними репетировал. Я охотно это делал, но, к сожалению, тогда еще мало чего понимал. Репетировали мы тогда в классах школы, и в иконописной мастерской моего отца на территории Киево-Печерской Лавры. Мы выступали в большом зале консерватории, в Киево-Печерской Лавре. Это были первые шаги, я начинал работать с хором, и это учило меня работать с людьми. Вообще хоровое пение учит еще и коммуникациям, правильному общению друг с другом. Когда я поступил в консерваторию и пришел на концерт камерного хора «Кредо», я был поражен как качеством пения хора, так и дирижерской техникой его руководителя Богдана Плиша. От техники дирижирования ведь очень много чего зависит. В жест также можно очень много вложить. Все, о чем я мог только мечтать, и даже более, было в его работе на репетициях и дирижировании на концертах. После этого я забросил свои детские попытки создать хор и начал еще охотнее изучать хоровое дело в консерватории. Пять лет я пропел в хоре «Кредо» и Богдана Плиша считаю своим вторым учителем после бабушки. После я начал узнавать много новых коллективов высокого уровня и учиться, и еще раз учиться.

― Что тебя больше всего поразило в технике Плиша?

― Я увидел, что хоровым пением также можно передать любовь к Богу и любовь Бога к нам, как и при помощи игры на скрипке. Увидел, что действительно можно играть на хоре, как на скрипке, только еще глубже, шире, и проникновеннее. Хотел бы еще отметить, что большое влияние на меня оказало знакомство с женским хором училища Глиера, и его руководителем Галиной Горбатенко. Хор училища Глиера и по сей день поет на уровне с лучшими хорами мира, и доказывает это регулярно на международных хоровых конкурсах. Я также пел в хоре храма Живоносный источник Киево-Печерской Лавры, где регент Алена Соловей. В ее хоре я по возможности пою и сейчас. Собственно из ее хора и вышел хор храма святого апостола Андрея Первозванного, где я регент. В консерватории я учился у преподавателя Олега Тимошенко дирижированию, но во многом научила меня ему именно Алена Соловей. Кстати она ученица Галины Горбатенко, и сейчас хормейстер в ее хоре. Общаемся, делимся опытом, развиваемся. В свое время параллельно с пением я занялся компьютерной музыкой и писал совершенно разные композиции. Через время появились заказы, и мне начали платить. Параллельно подрабатывал ― писал караоке и мелодии для мобильных телефонов. Одно время это приносило немалый доход и очень развило гармонический слух.

Я чувствую, что могу служить Богу и развиваюсь как профессионал. Как человек…

― Совместимо ли пение в церковном хоре и исполнение популярной или рок-музыки?

― Не знаю, но у меня это раньше получалось. Еще будучи в консерватории, параллельно своему обучению я играл в музыкальной группе, в том числе в разных заведениях. Мы играли Рэя Чарльза, Стинга, Джеймса Брауна. Это занимало у меня немало времени, ведь параллельно был и хор «Кредо», Лаврский молодежный хор, мой церковный хор, мелодии для мобильных телефонов, караоке, тусовки, компьютерные аранжировки. Я еле поспевал всюду – хорошо, что у меня был скутер. Мне нравилась моя жизнь тогда, нравится и сейчас. Ничего плохого в том, чем я занимался ― не было. Я общался с большим количеством разных, в том числе и не церковных, но хороших людей, исполнял совершенно разную музыку. Я жил, творил, искал.

Когда закончил консерваторию, почувствовал, что хочу найти что-то другое в своем времяпровождении с музыкой, и бросил многие занятия, в том числе и группу. Какое-то время мне понадобилось, чтобы понять, по какой дороге дальше идти.

Как-то мне позвонили, и предложили спеть небольшой концерт с джазовым ансамблем Man Sound. Я взял ноты и очень загорелся. Это были технически очень сложные музыкальные произведения. Я их выучил, спел с ансамблем, и почувствовал, что хотел бы параллельно с другими своими занятиями петь в джазовом ансамбле. Пожалуйста ― через пару месяцев я уже пою в Ad Libitum. И одновременно с этим иду в капеллу «Днипро» и хор «Киев». Так все и покатилось.

Я очень доволен, что имею возможность заниматься тем, чем занимаюсь, и иметь дело с теми людьми, с которыми поем вместе. В университетском хоре «Днипро» поют философы, математики, физики. Совершенно разная публика. Но главное, что многие теперь посещают храм, причем воцерковились через то, что начали петь в хоре. Эта работа стала подарком для меня. В Ad Libitum тоже большинство ребят поют в храмах. Кстати нас там шестеро, и трое из нас, включая меня, поют у нас в храме Андрея Первозванного. И у меня есть идея вообще объединить Ad Libitum и церковный хор, но пока это нереально, не все воцерковленные. Деньги пока зарабатываю очень малые, но я чувствую, что могу служить Богу и развиваюсь как профессионал ― как дирижер, как певец, как учитель и как ученик. Как человек.

С капеллой «Днипро» мы уже побывали с концертами в Германии, Швейцарии, в ближайшее время поедем в Италию. С Ad Libitum уже были на конкурсе в Германии, и думаю, в недалеком будущем будем много гастролировать. С хором «Киев» мы вообще уже побывали, не хватит места в интервью где! ― в очень многих странах. Этому хору уже 20 лет, и его дирижер Николай Гобдич профессионал экстракласса. Записал уже более 40-а дисков, дал более 1300-т концертов. В общем, есть чему и у кого учиться. В ближайшее время летим в Америку, Канаду, Голландию. Очень приятно и интересно работать в этом коллективе, плюс я уже пять лет регент в храме святого апостола Андрея Первозванного. Пока налаживаем контакты с зарубежьем, ищем спонсоров, поднимаем качество пения, готовимся к записям дисков, строим гастрольные планы. Вначале я опасался взять на себя эту ношу, но меня убедил настоятель храма протоиерей Владимир Савельев. Он буквально сказал, что мне надо быть смелее, и что дорогу осилит идущий. И я очень благодарен Богу за то, что Он дал мудрость сделать этот выбор, и благодарен настоятелю за то, что он помог мне принять правильное решение.

Коллеги, приветствую! С Вами Ирина Иваськив. Создание хора – что может быть ответственнее? Столько всего нужно будет продумать и учесть! И лучше будет не допустить серьезных ошибок с самого начала, чем потом тратить время и силы на их исправление. В этой статье рассмотрим два способа организации церковного хора со всеми их преимуществами и недостатками. В этой статье мы будем говорить о хорах, создаваемых в церквах, но, поверьте, создание обычного хора будет иметь такие же принципы.

Создание хора. Способ № 1. Набор по объявлению

Недостатки:

1) Может не дать нужных результатов:

Организовывать хор на основе добровольного прихода всех желающих (по объявлению) чрезвычайно рискованно. Часть людей, которые на самом деле хотят петь, которые имеют для этого необходимые данные, которых Вы хотите видеть в Вашем хоре, по разным причинам могут не откликнуться на Ваше объявление. Например, юноши, которые испытывают возрастной дискомфорт в голосе и из-за этого сомневаются в своих вокальных способностях, могут постесняться подойти к Вам. Но зато на Ваше объявление могут откликнуться люди, которые по разным причинам не могут быть участниками хора (например, новообращённые, или люди на замечании, или люди, недавно перешедшие к Вам из другой церкви, или беременные женщины, или др.). Что удивительно, таких людей, как правило, оказывается большинство! Это ставит руководителя перед необходимостью решать неприятную проблему: как отказать тому или иному человеку.

2) Может сопровождаться большим отсевом.


Преимущества:

1) Оправдан, когда хоровое служение в церкви только зарождается или возрождается после долгого перерыва, когда церковь маленькая, когда хор нужно организовать срочно, когда хоровое служение меняет свою структуру.

2) Оправдан при создании объединённых хоров.

3) Требует чёткого, грамотного объявления (лучше, если его сделает сам руководитель, или, по крайней мере, напишет текст объявления человеку, делающему объявления).

4) Объявление можно делать разными способами: устно на служении (не просить, а предоставлять возможность – для людей это должно быть привилегией!), на доске информации, в церковной газете или специальном бюллетене.

5) Объявление лучше делать, используя все эти способы одновременно.

6) Пользоваться этим способом организации хора следует крайне редко!


1) Более эффективен, потому что даёт не столько количественный, сколько качественный набор хористов!

2) Как правило, сопровождается незначительным отсевом.

  • Набором новичков лучше заниматься в определённое время года (например, с мая по август). Летом, как правило, хоровое служение имеет небольшие нагрузки, Пасхальные выступления уже прошли, до праздника Жатвы (тем более до Рождества!) можно немного «расслабиться». Многие хористы разъезжаются на отдых, поэтому новых произведений разучивается сравнительно немного. Это помогает новичкам более мягко влиться в коллектив. В течение лета, пока упор в работе с хором делается на закрепление ранее выученных произведений, более-менее знакомых новичкам, они постепенно адаптируются к графику репетиций, к вокальным нагрузкам, к правилам и требованиям. А в сентябре, когда начинается основная работа по разучиванию нового материала, новички начинают разучивать новые песни вместе с опытными хористами. Эти новые песни являются новыми и для новичков и для опытных хористов, и этот факт «выравнивает» всех в правах. Именно летом новичкам могут уделить достаточно внимания!
  • Если набором новичков заниматься в течение всего года, то работа с основным составом будет существенно приостановлена! Заниматься новичками можно, конечно, и в течение всего года, но при соблюдении единственного условия: у руководителя есть несколько помощников (по количеству партий в хоре), ответственных за работу с новичками!
  • Новички на репетициях сидят на 1-м ряду, перед хором, ближе к регенту. Это даёт регенту возможность уделять им больше внимания, лучше их слышать, вовремя их исправлять. К тому же, в таком положении им лучше слышно свою партию от более опытных хористов, стоящих сзади. Таким образом, новички быстрее учатся. Через пару месяцев некоторых из новичков регент рассаживает на репетициях в соответствующие партии, по одному между ведущими голосами.
  • По окончании испытательного срока и проверки партий, которые новый хорист успел разучить за это время, регент разрешает хористу становиться в хор и на служениях. Это должно быть праздником для нового хориста. Некоторым хористам испытательный срок может быть продлён.

Заключение

Друзья, который из способов выбрать, решать Вам. В любом случае, желаю Вам множество самых прекрасных творческих идей и вдохновения! Пусть создание Вашего хора будет окружено только приятными хлопотами!

кого (пропихнуть, продрать хором и т. п.) о групповом половом акте с одной женщиной. Ср. общеупотр. «хором» в зн. вместе, дружно, единогласно.

  • - Из романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: «Как Таня выросла! Давно ль Я, кажется, тебя крестила? А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила!» И хором бабушки...
  • - С английского: Ask not what your country can do for you, ask what you can do foryour country. Слова 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - см.: сделать хором...

    Словарь русского арго

  • - см.: сделать...

    Словарь русского арго

  • - ХО́РОМ, нареч. 1. Вместе, группой. Петь х. 2. перен. Все вместе, единодушно...

    Толковый словарь Ожегова

  • - хо́ром нареч. качеств.-обстоят. 1. Группой лиц, в хоровом исполнении. отт. перен. Все сразу, одновременно, в один голос; согласно и единодушно. 2. перен. разг. Сообща. 3. Употребляется как несогласованное определение...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - х"ором, нареч...

    Русский орфографический словарь

  • - иноск.: толпою, согласно Ср. Все шлют Онегина к врачам, Те хором шлют его к водам. А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 8, 31...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Хоромъ иноск. - толпою, согласно. Ср. Всѣ шлютъ Онѣгина къ врачамъ, Тѣ хоромъ шлютъ его къ водамъ. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣгинъ. 8, 31...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. ТЛЕН -...
  • - См. ГОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Опричь хором, со всем двором...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Просим, опричь хором, всем двором...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - кого. Жарг. угол. То же, что пустить на хор. Р-87, 438; Бен, 134...
  • - Жарг. лаг. Стать жертвой группового изнасилования. Росси 2, 438...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 1 хоровой...

    Словарь синонимов

"сделать хором" в книгах

Глава четвертая ДУЭТ СО СЛУЧАЙНЫМ ХОРОМ

Из книги Конан Дойл автора Чертанов Максим

СДЕЛАТЬ ТО, ЧЕГО НЕЛЬЗЯ СДЕЛАТЬ

Из книги Олег Антонов автора Захарченко Василий Дмитриевич

СДЕЛАТЬ ТО, ЧЕГО НЕЛЬЗЯ СДЕЛАТЬ Однажды Антонова спросили, интересует ли авиаконструкторов полет птиц? Можно ли использовать этот принцип в авиации?Немного подумав, Олег Константинович ответил: да, природный принцип полета, безусловно, интересует конструкторов; однако

С ХОРОМ ПО УКРАИНЕ

Из книги Микола Лысенко автора Лысенко Остап Николаевич

С ХОРОМ ПО УКРАИНЕ Штаб хора. - Страничка истории. - Дозволит ли губернатор? - Лубенский Пришибеев. - Для кого хор? Отец, не успев снять пальто, шапку, стоял посреди гостиной веселый, возбужденный, сияющий.- Вот что, матуся, готовь нам, козакам, харчи на дорогу. Дело

Глава 6. Июль 1945 года. Председатель Совнаркома СССР и премьер-министр правительства Его Величества хором: Гитлер жив!

Из книги Последняя тайна рейха. Выстрел в фюрербункере. Дело об исчезновении Гитлера автора Арбатский Леон

Глава 6. Июль 1945 года. Председатель Совнаркома СССР и премьер-министр правительства Его Величества хором: Гитлер жив! 15 июля 1945 года открылась Потсдамская конференция. За несколько дней до этого Сталин прибыл в Берлин.…Военный корреспондент M. M. Мержанов не только был

Приложение 2–е. СПИСОК регентам, управляющим войсковым певческим хором с 1–го октября 1810 г. по 1–е января 1911 года

Из книги Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки автора Захарченко Виктор Гаврилович

Приложение 2–е. СПИСОК регентам, управляющим войсковым певческим хором с 1–го октября 1810 г. по 1–е января 1911 года №№ по порядку Чин, имя, отчество и фамилия 1 Дворянин Гречинский С 1 октября 1810 г. Константин по 26 июля 1815 года. 2 Казак Курганов С 1 января 1816 г. по 1

Ходим строем, поем хором

Из книги Преступление без наказания: Документальные повести автора Шенталинский Виталий Александрович

Ходим строем, поем хором Лев Васильевич Пумпянский читал студентам-историкам лекцию по русской литературе. В Большой аудитории университета стояла тишина, лишь изредка шелестели тетради. Профессор был еще не стар, щеголял остроумием и эрудицией. Вскользь, но хлестко

Все, что вы можете сделать, я могу (или не могу?!) сделать лучше

Из книги Самосаботаж. Преодолеть себя автора Берг Карен

Все, что вы можете сделать, я могу (или не могу?!) сделать лучше Один из самых действенных способов саботировать себя – это сравнивать себя с кем-либо еще. Вам следует конкурировать только с самим собой. Когда вы начинаете думать что-то вроде «начальник Фреда дает ему

Как мне сделать то, что надо делать, если я боюсь это сделать?

Из книги Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет автора Тарасов Владимир Константинович

Как мне сделать то, что надо делать, если я боюсь это сделать? Такое неприятное дело надо разделить на части и выполнять «по кусочку». Одну часть или один кусочек сделать не страшно. Потом другой. А потом решимость прибавится, и страх пройдет.Например, надо в темноте дойти

Из книги Диалог с мастером об истине, добре и красоте автора Раджниш Бхагван Шри

Я много раз слышал, как ты говоришь: «Перестаньте делать. Наблюдайте». Я также слышал, как ты говорил, что ум должен быть слугой, а не хозяином. Кажется, что, кроме как наблюдать, ничего нельзя сделать... Но все же возникает вопрос: можно ли сделать что-то с этим неуправляемым

И хором бабушки твердят: / «Как наши годы-то летят!»

автора Серов Вадим Васильевич

И хором бабушки твердят: / «Как наши годы-то летят!» Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 7, строфа 44): «Как Таня выросла! Давно ль Я, кажется, тебя крестила? А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила!» И хором бабушки

Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для нее

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для нее С английского: Ask not what your country can do for you, ask what you can do foryour country.Слова 35-го президента (1961 - 1963) США Джона Фицджеральда Кеннеди (1917-1963).Очень часто цитируемое в США крылатое выражение,

На месте старых государевых хором

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

На месте старых государевых хором Мы с вами, если можно так выразиться, обошли Соборную площадь Кремля по периметру. Но дело в том, что Кремль никогда не обладал геометрически правильной, скучной планировкой улиц и площадей - как живой организм, он рос стихийно,

Глава 19. ПОДХОД № 14: КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ НИЧТО НЕ МОГЛО СДЕЛАТЬ ВАС НЕСЧАСТНЫМ

Из книги Психотренинг по методу Альберта Эллиса автора Эллис Альберт

Глава 19. ПОДХОД № 14: КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ НИЧТО НЕ МОГЛО СДЕЛАТЬ ВАС НЕСЧАСТНЫМ Предположим, что случилось худшее, что только можно представить. Возможно ли в этой ситуации справиться со своими чувствами тревоги и угнетенности? Мой ответ будет: «Да. Конечно, да!» Никогда

ПОНЯТЬ И СДЕЛАТЬ! ПОНЯТЬ И СДЕЛАТЬ! В России есть всё для развития Валерий Волков 07.11.2012

Из книги Газета Завтра 988 (45 2012) автора Завтра Газета

Дозволительно ли прихожанам петь в храме вместе с хором?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Дозволительно ли прихожанам петь в храме вместе с хором? Иеромонах Иов (Гумеров)Запрета такого нет, но лучше петь про себя. Такое пение мешает рядом стоящим молиться. Особенно это заметно, когда человек подпевает не точно. Прихожане поют вместе во время Божественной

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: